You are hereБлоги / Блог Basil / Ралли марафон Дакар 2012

Ралли марафон Дакар 2012


Аватар пользователя Basil

By Basil - Posted on 18 Январь 2012

Краткий обзор.

Dakar 2012 logo

Вчера вечером тащу из машины аккумулятор и детское кресло. На улице -30, праворульная моя Мазда в такой мороз и со свежим то не факт, что заведется, а утром ребенка в садик везти за 12км. На лестничной площадке сосед меня увидел. Сосед - мужчина уже в возрасте, с бородой, но глаза бодрячком. Говорит - "русских убить можно, а вот победить нет". У меня вырвалось - "а толку то?". Сосед отвечает - "и то верно."

Ралли-марафон Париж-Дакар увидел по телевизору впервые в 92-м году. Тот год пожалуй можно назвать эпохальным на российском телевидении, впервые показали не только Дакар, но и Формулу-1. И ведь не просто Париж-Дакар тогда был, а супер-марафон Париж - Кейптаун (Южная Африка). Мне тогда было без малого 16. Трансляции были не чета нынешним, показывали много самой гонки, а не всякие интервью, инсайды и прочие легенды. Потом старался каждый год не пропускать ни одной трансляции о Дакаре по доступным телеканалам. Но вот последние лет 5 все как-то не получалось, следил по кратким новостям, да итоговым обзорам. Нынешний Дакар удалось просмотреть очень подробно. А ведь изменения за эти годы были эпохальные. Во-первых в 2004-м году права на организацию ралли Дакар перешли к фирме французского медиа-магната Филиппа Амори - «ASO», которая по сей день является организатором этого соревнования. Во-вторых, и это самое интересное, само ралли перенесли, по соображениям безопасности (неспокойно на черном континенте) из Африки в Южную Америку.
Что такое Дакар? Вкратце - это ежегодный трансконтинентальный ралли-марафон, проводящийся с 1978 года. Основан французским мотогонщиком Тьери Сабином. После трагической гибели Тьерри во время падения вертолета 14 января 1986 года во время Дакара-1986, данное право перешло к его отцу Ж. Сабину. Основа Дакара - это спецучастки (скоростные участки, СУ), которые гонщики (авто, мото, грузовые, квадроциклы) проходят по специально подготовленной организаторами легенде. Цель - проехать каждый спецучасток как можно быстрее, не сломаться на лиазонах (участки-перегоны между точками финиша, старта спецучастков). Побеждает тот, кто на прохождение всей дистанции ралли потратит минимум времени. Спутниковая навигация запрещена. Спецучастки в основном проложены по пустыням и очень малоезженым горным дорогам. Автомобили, мотоциклы, грузовики используются как серийные разной степени подготовки, так и специально построенные прототипы. За годы своего существования Дакар приобрел огромную популярность. Несмотря на соревнование в себе, привлекает заводские команды, которые не скупятся на создание специальных прототипов, а так же многих профессиональных гонщиков. Победа в Дакаре ценится выше чем победа в чемпионате по ралли-рейдам. Ее ценность сравнима с чемпионством в Формуле-1, WRC, победой в Le Man.

Дакар 2012

 

Вопросы по географии: где самая засушливая пустыня, где самые большие дюны? Пустыня Сахара, Африка? Ан нет. Пустыня Атакама в Южной Америке! Название Дакар для ралли получено по одноименному городу - столице Сенегала в Африке. Теперь это просто "Дакар" - бренд. Но хуже от смены континента самый знаменитый ралли-марафон точно не стал! В этом году участники (178 мотоциклов, 30 квадроциклов, 161 внедорожник, 74 грузовика) проехали около 8300км, из них 4200км спецучастков по территории Аргентины, Чили, Перу, стартовав 1-го января в городе Мар-дель-Плата (400км. к югу от столицы Аргентины Буэнос-Айреса), финишировав 15-го в столице Перу городе Лима. Сложные, зачастую убойные, но интересные спецучастки. Красивейшие пейзажи. Огромные дюны, русла высохших рек, узкие горные тропы. На закуску коварные длинные спуски к Тихому океану и километры гонки вдоль океанского прибоя. Все это было отличным фоном к спортивной борьбе сильных и отважных авто и мотогонщиков. К сожалению спортивная составляющая была в немалой степени подпорчена спецподходом французских организаторов к некоторым немаловажным моментам спортивной борьбы.

Дакар 2012 схема маршрута

 

Мотогонщики в Дакаре по праву считаются самыми уважаемыми участниками. В грузовиках ездят по трое, во внедорожниках обычно по двое, а тут ты и гонщик, и штурман и механик. И физподготовка должна быть отличная. Сотни километров в одиночку по пустыне - не шутка. Последние шесть лет только двум спортсменам удавалось отлично сочетать в себе эти качества: французу Сирилю Депре и испанцу Марку Кома. У каждого за плечами было по три победы на Дакаре. Причем завоевывали они их строго по очереди. На этот раз больше повезло Сирилю. Француз отлично физически подготовлен и умен. И хитер! На одном спецучастке Депре не заметил участок глубокого мокрого песка, с ходу влетев в него гонщик перевернулся через руль. Благо не пострадал ни сам, ни его KTM, но время потеряно. Обычное дело для Дакара - ошибка гонщика, застрял в грязи, увяз в песке, уронил в реку мотоцикл - твои проблемы. Но видимо не для французского победителя. Благополучно финишировав Депре идет к организатором, обвиняя их в том, что "тааакую лужу" надо было прописать в легенде, и ему возвращают потерянные 11 минут. Сириль доволее, Марк Кома, самостоятельно избежавший подобной проблемы, в "восторге". И хоть эти 11 минут, как выяснилось в дальнейшем (Марку пришлось внепланово менять мотор на предпоследнем СУ, за что полагается штраф в 45 минут) не могли быть решающими, но осадок остался.

Дакар 2012 мотогонщики

 

Самой популярной у зрителей категорией Дакара являются легковые внедорожники. Победа в ней ценится очень высоко и претенденты готовы почти на все. С 1992-го года по 2007-й заводская команда Mitsubishi выигрывала Дакар в этом зачете 11 раз, из них семь раз подряд в последние годы. В 2004, 2005, 2007-м победителем, за рулем Mitsubishi Pajero становился легендарный Стефан Петрансель, француз до этого шесть раз выигрывал на мотоцикле, и пересев на 4-х колесную технику ничуть не растерял ни мастерства, ни мотивации. Перебравшись за Атлантический океан, ралли-марафон приобрел нового лидера - заводскую команду Volkswagen, у которой в Африке не получалось выиграть у Mitsubishi. Потерпев в 2009-м поражение от немцев, в дальнейшем японцы ушли заводской командой из Дакара. Петрансель после этого, отвергнув приглашение Volkswagen, перешел в полу-заводскую команду BMW X-Raid, где становится однозначным лидером. В 2010, 2011-м Стефан становился 4-м. И вот ралли 2012-го года, концерн BMW решает продвигать в Дакаре свою марку Mini, но шасси используется проверенное, от ралли-рейдового BMW X3. Volkswagen ушел из ралли-марафонов, сосредоточив усилия на дебюте в 2013-м в классическом ралли (WRC). Другой такой же сильной, как у BMW команды с заводской поддержкой в Дакаре 2012 нет. Казалось бы, это прямой путь к юбилейной десятой победе Петранселя. Но и давление на гонщика и команду велико, все ждут только победы. После первых этапов выяснилось, что по чистой скорости на многих участках Mini ощутимо уступают прототипам команды американца Робби Гордона. Неоднократный победитель и чемпион гонок NASCAR уже не первый год участвует в ралли-марафоне Дакар на своем огромном заднеприводном заднемоторном багги, стилизованном под внедорожники HAMMER. В отличие от полноприводных прототипов моноприводные имеют бОльшую свободу при проектировании автомобилей. В частности увеличенные возможные хода подвесок.

Дакар 2012 легковые внедорожники Робби Гордон

Команде Гордона удалось подготовить к 2012-му году отличный аппарат. Заднемоторная конструкция и огромные колеса компенсируют отсутствие полного привода, а мощный двигатель и огромные хода подвесок (передние амортизаторы по размерам с человеческую ногу!) высокую скорость почти на любом покрытии. И хотя такое сочетание характеристик конструкции болида сулит специфическую и непростую управляемость, а так же сложность настроек, что и доказал пример новоиспеченного напарника Гордона, прошлогоднего победителя Дакара Нассера Аль-Аттия, который в результате сошел. Однако Робби воробей стреляный, видеть, как его HAMMER летит над пустыней, «расталкивая» кажущимися на его фоне тихоходными Mini – то еще зрелище!

Несмотря на улыбки и бодрый вид, чувствовалось, что Петрансель очень напряжен. Гонщики обязаны пропускать более быстрых соперников на трассе, однако Стефан не брезговал при возможности, как можно дольше пускать пыль, песок и камни в лоб агрессивных HAMMER-ов. Наказание? Нет конечно, организаторы закрыли глаза даже на то, что на одном из бродов француз буквально отпихнул в сторону колесом своего зелено-черного внедорожника одного из мотоциклистов, тот схватился на спину и уронил свой мотоцикл в воду!

Дакар 2012, Стефан Петрансель толкает мотоциклиста

Дальше больше. На середине дистанции гонки, организаторами «неожиданно выяснилось», что установленная еще в прошлом году на машине Гордона система подкачки шин, которая прошла все необходимые проверки, как в прошедшей, так и перед стартом нынешней гонок, оказывается не соответствует регламенту, дисквалификация! Однако команда Гордона подает апелляцию, и до ее рассмотрения снять экипаж с гонки нельзя. Сам гонщик, закусив удила, не устает демонстрировать свою скорость, выигрывая участок за участком, не стесняясь осыпать обидчиков песком обходя их красивым заносом, и без какого либо пиетета называет Mini машинками для девочек. Однако времени было потеряно много, сказывалась накаленная обстановка, и в результате допущенных ошибок Гордон опускается на 5-е место, пропустив нашего Леонида Новицкого на 4-е. Петранселя еще мог обогнать в общем зачете его напарник по команде, опытный Хуан Нани Рома (победитель Дакара 2004 в зачете мотоциклов). Перед последним серьезным спецучастком их разделяло всего около 20 минут, однако как раз на нем испанский гонщик допустил столько, по его словам ошибок, сколько не совершал за всю дистанцию. Более стабильный француз в итоге завоевал свою 10-ю победу на трассах Дакара. Заслуженную? Несомненно! Но подпорченную организаторами-соотечественниками однозначно! Болельщикам хочется видеть честную спортивную борьбу сильных команд и сильных пилотов!

Дакар 2012, Нани Рома

Кстати, зачет наций за все Дакары по 2012-й по пилотам внедорожников:
1-е место: Франция – 19 побед;
2-е: Финляндия – 5 побед;
3-е: Япония – 3.

Мотоциклисты:
1-е место: Франция – 21 победа;
2-е: Италия – 6 побед;
3-е: Испания – 4.

А вот в грузовом зачете бал правят славяне:
1-е место: Россия – 10 побед;
2-е: Чехия – 6 побед;
3-е: Франция – 5.

К сожалению в этом году наша сверхзаводская команда Камаза не так порадовала своих болельщиков как они к этому привыкли. Но это и не планировалось. Наши чемпионы Владимир Чагин и Фирдаус Кабиров уступили место молодым, а перед ними ставилась задача максимально набраться опыта, т.е. стабильно идти по дистанции и главное добраться до финиша. И, опять кинем камень в сторону французских организаторов, уже в который раз пристально требуя соблюдения регламента по подготовке техники от Камазовцев, они закрывают глаза некоторые вольности европейских команд использующих грузовики. Соперникам разрешили полулегально использовать капотные кабины, что позволяло лучше оптимизировать центр тяжести грузовика. И главное! Что «выяснилось» только в конце гонки, на Iveco победителя, Герарда де Роя – сына легендарного Яна де Роя, выигравшего Дакар в 1987-м, ход подвески вместо максимально разрешенных 300мм., составлял все 420! И де Рой даже не стал этого отрицать! Похоже, что на результат гонки это уже никак не повлияет.

Дакар 2012, Камаз

Дакар – это одно из самых интересных, сильных и зрелищных спортивных состязаний. Сотни людей каждый год проверяют себя на прочность в этой изнуряющей, но увлекательнейшей гонке. Несмотря на некоторый осадок оставшейся после нынешнего Дакара, хочется пожелать организаторам удачи в будущем. Мы любим Дакар!

Дакар 2012

Дакар 2012

Дакар 2012

Источники информации:

Телевизионные трансляции канала Eurosport.

Дакар на Wikipedia.

Дакар 2012 на Wikipedia.

Обзор Дакара 2012 на Auto-sport.ru.

Интервью с Семеном Якубовым на Sports.ru.

Гоночный мир - Блог Дмитрия Левчука.

Share |

Аватар пользователя black_horse

Ваx! Спасибо! Концентрировано :).

Аватар пользователя Basil

Не за что! Хотел именно кратко написать. Подробнее рекомендую прочитать обзор от Автоспорта - очень компетентное издание. А еще лучше посмотреть этап за этапом :-) 

Keep Walking.

Статья интересная.

А как вам такой рейнтиг?

Рейтинг надежности трехлетних подержанных машин J.D. Power (марка – количество неисправностей на 100 подержанных автомобилей):

Porsche – 110
Lincoln – 114
Buick – 115
Lexus – 115
Mercury – 121
Toyota – 128
Honda – 132
Ford – 141
Mercedes-Benz – 142
Acura – 143

Hyundai – 148
Cadillac – 150
Infiniti – 150
Subaru – 155
В среднем по индустрии – 155
SAAB – 158
Saturn – 164
BMW – 165
GMC – 165
Chrysler – 166

KIA – 167
Volvo – 167
HUMMER – 169
Jaguar – 175
Chevrolet – 176
Nissan – 180
Audi – 182
Dodge – 190
Pontiac – 192

Mazda – 195
Scion – 201
Mitsubishi – 202
MINI – 203
Jeep – 222
Volkswagen – 225
Suzuki – 253
Land Rover – 255

Аватар пользователя Алексей

Несогласен, каждая фирма выпускает несколько моделей. Некоторые модели более качественные некоторые не очень. Этот список какой то обобщенный. 

Ага !!!!!!!! Глаз режет конец списка!!!

 

Аватар пользователя Basil

На такие списки вообще надо смотреть через много празных призм. Например Мазда считается более эмоциональной, спортивной и молодежной маркой, чем Тойота, и покупают ее соответствующие люди и ездят соответственно. И Лэнд Роверы - это вам не бюджетные семейные седаны. Плюс еще, что рейтинг этот америкосовский, и уже не актуальный, свежий (составлен по результатам опроса 31 тысячи (не так уж и много, в свете проданных в том же году в штатах около 10млн.) владельцев автомашин 2009 года выпуска.):

Рейтинг надежности автомобилей различных марок от J.D. Power and Associates. 2012 год

Lexus (86 неисправностей)
Porsche (98)
Cadillac (104)
Toyota (104)
Scion (111)
Mercedes-Benz (112)
Lincoln (116)
Ford (124)
Buick (125)
Hyundai (125)
Acura (129)
Honda (131)
Chevrolet (135)
Volvo (143)
Audi (148)
Smart (148)
Subaru (149)
Nissan (152)
Mitsubishi (153)
BMW (154)
GMC (158)
MINI (161)
Mazda (163)
Suzuki (167)
Kia (169)
Volkswagen (169)
Infiniti (172)
Jaguar (172)
Ram (174)
Jeep (179)
Dodge (183)
Chrysler (192)

... Популярные в России бренды, автомобили которых у нас уважают именно за надежность, показывали зачастую неожиданные результаты. Так, Volkswagen занял в рейтинге J.D. Power лишь 26-е место с результатом, весьма далеким от среднего в индустрии показателя: 169 неисправностей на 100 машин. Mercedes-Benz не вошел даже в первую пятерку (112 поломок). Зато на 8-м и 10-м местах расположились, соответственно, Ford и Hyundai (124 и 125 поломок).
На 13-м месте рейтинга J.D. Power - Chevrolet (135 неисправностей), на 17-м - Subaru (149 поломок), места с 18-го по 20-е заняли Nissan, Mitsubishi и BMW (соответственно, 152, 153 и 154 неисправности). 163 поломки на сотню автомобилей у Mazda, 169 - у Kia.
Как отмечают исследователи, в целом по отрасли результаты за последние годы значительно улучшились. В нынешнем исследовании худший результат составляет 192 неисправности на 100 машин (у Chrysler), тогда как в 2007 году средним проказателем было 216 поломок.
Между тем в аналогичном исследовании, проведенном в прошлом году немецкой организацией TUV, в лидерах оказались марки Toyota, Porsche и Mazda, а самым надежным трехлетним автомобилем признан "гибрид" Toyota Prius.

Keep Walking.

Аватар пользователя black_horse

У кого есть Порше? Загоняем Леха, твой Деф и Порше на трассу марафона конжак, и считаем количество поломок на 10 км пути :). Результат предсказуем.

Аватар пользователя Алексей

Между прочим 75 процентов всех Дефендоров которые выпускались за всю историю ещё на ходу.

Похожие материалы

http://www.gazprom-transgaz-yugorsk.ru/files/2014/14_26_07_2013.pdf
DODGE Rock'n'Roll LOS ANGELES 1/2 MARATHON Марафоны  серии Rock-n-Roll представляет из коллекцию спортивных событий, проводимых в крупных городах США. Изюминкой таких забегов является то, что на каждой мили дистанции играют рок-звезды. Участвуют в таких забегах около 10 тыс., в числе...
Уже третий год самые крепкие и настырные покидают заманчивый мир диванов и отправляются на Майскую прогулку. Здесь каждый может выбрать для себя дистанцию, которую он может преодолеть любым из возможных способов, используя только мышечную силу. В прошлом году я пробежал 21 км и 21 прошел пешком. В...
Share |